Каталог заданий
Задания 14. Распознавание значения фразеологической единицы

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 14 № 14

Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.


2
Задание 14 № 28

Объясните значение пословицы «Мал золотник да дорог», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2) В 2014 году честь принимать спортивные соревнования наивысшего уровня выпала России.

(3) Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр 2014. (4) Сюда вошли три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.

(5) Игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.

(6) Самым большим олимпийским объектом в Сочи стал главный олимпийский стадион «Фишт», который вмещает сорок тысяч зрителей.

(7) Эстафета Олимпийского огня стала самой протяженной и самой продолжительной за всю историю проведения таких соревнований. (8) Она преодолела за сто двадцать три дня шестьдесят пять тысяч километров пути по всей России.

(9) Общая сумма затрат на организацию соревнований делает мероприятие самым дорогим в истории проведения Олимпийских Игр.

(10) Для зимних Олимпийских игр в Сочи было изготовлено рекордное количество наград за всю историю зимних соревнований, а именно 1300 медалей. (11) На их изготовление ушло около 3 кг золота, 2 т серебра и 700 кг бронзы. (12) Кроме того, награды этих Олимпийских игр стали и самыми большими в истории, так как имеют диаметр десять сантиметров, а толщину — один сантиметр.

(13) Сочи стал одним из самых теплых городов, принимающих Зимнюю Олимпиаду.

1
Задание 9 № 23

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 10 № 24

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-12. Запишите ответ.


3
Задание 11 № 25

Сколько олимпийских видов спорта вошли в программу зимних Олимпийских игр 2014? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


4
Задание 12 № 26

Определите и запишите лексическое значение слова «организацию» из предложения 9. Организация — ...


5
Задание 13 № 27

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 1-2, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


3
Задание 14 № 42

Объясните значение пословицы «Терпение и труд всё перетрут», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве, на обочине дороги что-то белело. (3) Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. (4) На ней была надпись чёрной краской. (5) Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники пушкинские строфы.

(6) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

(7) Я вспоминаю леса, озёра и небо. (8)Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времён. (9)Здешняя природа не тронута никем.

(10) Её очень берегут. (11) Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. (12) Столбы сразу же разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.

 

(К. Г. Паустовский)

1
Задание 9 № 37

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 10 № 38

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.


3
Задание 11 № 39

Почему Михайловское производит на автора текста особое впечатление? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


4
Задание 12 № 40

Определите и запишите лексическое значение слова «вековой» из предложения 1. Вековой — ...


5
Задание 13 № 41

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 2-3, выпи-шите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


4
Задание 14 № 56

Объясните значение пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.

(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.

(7) И вдруг... (8)Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9)Бросаюсь на помощь. (10) Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза... (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.

(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15)Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! (18) Это он спас нас от гибели. (19)Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни!..

(20)Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21)…Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше.

 

(Г. А. Федосеев)

1
Задание 9 № 51

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 10 № 52

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.


3
Задание 11 № 53

Как собаке удалось спасти хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


4
Задание 12 № 54

Определите и запишите лексическое значение слова «исполинские» из предложения 1. Исполинские — ...


5
Задание 13 № 55

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


5
Задание 14 № 70

Объясните значение пословицы «Без беды друга не узнаешь», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. (3)За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел на песчаном берегу медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. (4)Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.

(5)Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. (6)Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…

(7)Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. (8) После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. (9)Мать грозно зарычала, призывая отставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте. (10)Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. (11)Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. (12)Все звери скрылись в кустах.

 

(154 слова, по Е. Гриневичу)

1
Задание 9 № 65

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 10 № 66

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4. Запишите ответ.


3
Задание 11 № 67

За каким занятием рассказчик застал медведицу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


4
Задание 12 № 68

Определите и запишите лексическое значение слова «врасплох» из предложения 4. Врасплох — ...


5
Задание 13 № 69

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


Пройти тестирование по этим заданиям