№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 50091

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли.

 

(По В. Пескову)

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли.

 

(По В. Пескову)

3.

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)виду приближения осени нужно проверить работу котельных.

2) (В)последстви.. мы узнали: его растерянность в ответах была связана с тем, что он плохо видел записи на доске.

3) (В) течени.. реки случались неожиданные повороты.

4) (В)отношени.. преступника возбуждено уголовное дело.

4.

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что(бы) такое особенное придумать.

2) (Не)взирая на непогоду, урожай убран в срок.

3) Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом.

4) Так(же), как и в отборочном туре, его выступление произвело впечатление на жюри.

5.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Навзничь, втридорога, начавший, переведена.
6.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) На концерт пришли ребята с соседнего поселка.

2) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

3) Согласно распоряжению начальника смены рабочий день сокращён на час.

4) Он мечтал подобно Буратино о несуществующей стране, где из одной монеты может вырасти денежное дерево.

7.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.

2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.

3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.

4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.

8.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мы замолчали опасаясь нового всплеска гнева.

2) Дружки свернули с дороги и пошли к лесу оглядываясь по сторонам.

3) Михаил куда ты дел конфеты купленные мамой?

4) Стихает гул прекращающегося дождя и небо проясняется.

9.

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-13. Запишите ответ.


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)

11.

Что общего между плотником и плотом? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)

12.

Определите и запишите лексическое значение слова «вёрст» из предложения 17. Верста — ...


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»?

13.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)

14.

Объясните значение пословицы «Доброе братство милее богатства», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.

(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.

(20)И все это дело плотник сладил.

(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает...

(24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.

(27)Глядишь и диву даешься.

 

(224 слова, по Б. Житкову)