№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 50095

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

(На)утро(3) поднявш..еся яркое со..нце быстро с(ь/ъ)ело тонкий ледок подёрнувший воды и весь тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений отживш..й земли. Зазеленела старая и вылеза..щая(2) иглами молодая трава надулись почки к..лины см..родины и ли(б/п)кой спиртовой берёзы, и на о..сыпа(н/нн)ой золотым цветом лозине загудела выставле(н/нн)ая облетавш..яся пчела. Залились (не)вид..мые жаворонки над барх..том зеленей и обл..деневшим жнивьём заплакали чибисы над наливш..мися бурою (не)убравшеюся в..дой низами и болотами и высоко прол..тели с весе(н/нн)им гоготаньем жур..вли и гуси. Заревела на выгонах обле..шая только местами ещё не перел..нявшая скотина затр..щали на пруду весёлые голоса баб с холстами, и застучали по дворам т..поры мужиков налаживающих сохи и бороны. Пр(и/е)шла наст..ящая весна(4).

 

(105 слов, по Л. Н. Толстому)

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

(На)утро(3) поднявш..еся яркое со..нце быстро с(ь/ъ)ело тонкий ледок подёрнувший воды и весь тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений отживш..й земли. Зазеленела старая и вылеза..щая(2) иглами молодая трава надулись почки к..лины см..родины и ли(б/п)кой спиртовой берёзы, и на о..сыпа(н/нн)ой золотым цветом лозине загудела выставле(н/нн)ая облетавш..яся пчела. Залились (не)вид..мые жаворонки над барх..том зеленей и обл..деневшим жнивьём заплакали чибисы над наливш..мися бурою (не)убравшеюся в..дой низами и болотами и высоко прол..тели с весе(н/нн)им гоготаньем жур..вли и гуси. Заревела на выгонах обле..шая только местами ещё не перел..нявшая скотина затр..щали на пруду весёлые голоса баб с холстами, и застучали по дворам т..поры мужиков налаживающих сохи и бороны. Пр(и/е)шла наст..ящая весна(4).

 

(105 слов, по Л. Н. Толстому)

3.

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. этого года строительство будет завершено.

2) (В)продолжени.. лета юннаты занимались сбором лекарственных трав.

3) (В)последстви.. недоразумение было забыто.

4) Надо иметь (в) вид.. то, что является главным.

4.

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) (За)то тебя уважаю, что говоришь правду в глаза.

2) Что(бы) ни случилось, я буду участвовать в конкурсе.

3) Снегу было мало, снежных буранов то(же).

4) Настроение у всех было приподнятое, (по)тому что пароход приближался к пристани.

5.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Подолгу, прибывшие, создана, начавший.
6.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.

2) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.

3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.

4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.

7.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная почти бескрайняя равнина пересечённая цепью холмов.

2) Уже в лицее в Пушкине ценители почувствовали молодого орла расправляющего крылья для полёта.

3) Подумайте ребята о своём будущем.

4) Солнце разгораясь и припекая вступало в свои права.

8.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Старик заплакал прощаясь со мной.

2) Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха.

3) Растаяв на солнышке снег превращается в стремительные бурные потоки воды.

4) Ходил Калиныч нескоро но большими шагами.

9.

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

11.

Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

12.

Определите и запишите лексическое значение слова «самопожертвование» из предложения 6. Самопожертвование — ...


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

(6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

13.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

14.

Объясните значение пословицы «Доброе дело два века живет», запишите Ваше объяснение.


Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)