Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 4326
i

Текст 2

(1)В одном боль­шом го­ро­де был бо­та­ни­че­ский сад, а в этом саду  — огром­ная оран­же­рея из же­ле­за и стек­ла. (2)Она была очень кра­си­ва. (3)Строй­ные витые ко­лон­ны под­дер­жи­ва­ли всё зда­ние. (4)На них опи­ра­лись лёгкие узор­ча­тые арки, в ко­то­рые были встав­ле­ны стёкла.

(5)Сквозь тол­стые про­зрач­ные стёкла вид­не­лись за­ключённые рас­те­ния. (6)Не­смот­ря на ве­ли­чи­ну оран­же­реи, им было в ней тесно. (7)Корни пе­ре­пле­лись между собой и от­ни­ма­ли друг у друга влагу и пищу. (8)Ветви де­ре­вьев ме­ша­лись с огром­ны­ми ли­стья­ми пальм, гнули и ло­ма­ли их. (9)Са­дов­ни­ки по­сто­ян­но об­ре­за­ли ветви, но это плохо по­мо­га­ло. (10)Для рас­те­ний нужен был ши­ро­кий про­стор, род­ной край и сво­бо­да. (11)Они были уро­жен­цы жар­ких стран, неж­ные, рос­кош­ные со­зда­ния. (12)Они пом­ни­ли свою ро­ди­ну и тос­ко­ва­ли о ней. (13)Как ни про­зрач­на стек­лян­ная крыша, но она не ясное небо.

(14)Зимой стёкла об­мер­за­ли, тогда в оран­же­рее ста­но­ви­лось со­всем темно. (15)Гудел ветер, бил в рамы и за­став­лял их дро­жать. (16)Крыша по­кры­ва­лась наметённым сне­гом. (17)Рас­те­ния слу­ша­ли вой ветра и вспо­ми­на­ли иной ветер  — тёплый, влаж­ный, да­вав­ший им жизнь и здо­ро­вье. (18)Им хо­те­лось вновь по­чув­ство­вать его ве­я­нье, хо­те­лось, чтобы он по­ка­чал их ветви, по­иг­рал их ли­стья­ми.

(19)Од­на­ж­ды в оран­же­рею зашёл при­ез­жий из жар­кой стра­ны Бра­зи­лии, где вы­рос­ли эти рас­те­ния. (20)Он долго стоял и смот­рел на вы­со­кую кра­си­вую паль­му. (21)Точно такие росли в его стра­не. (22)Бра­зи­льян­цу ста­но­ви­лось всё груст­нее и груст­нее. (23)Вспом­нил он ро­ди­ну, её солн­це и небо, рос­кош­ные леса с чуд­ны­ми зве­ря­ми и пти­ца­ми, пу­сты­ни, чу­дес­ные южные ночи. (24)И вспом­нил ещё чу­же­зе­мец, что нигде не бывал он счаст­лив, кроме род­но­го края, а он объ­е­хал весь свет. (25)Ино­стра­нец кос­нул­ся рукою паль­мы, как будто бы про­ща­ясь с нею, и ушёл из сада, а на дру­гой день уже ехал на па­ро­хо­де домой.

(26)А паль­ма оста­лась. (27)Ей те­перь стало ещё тя­же­лее, хотя и до этого слу­чая было очень тя­же­ло. (28)Она была со­всем одна.

 

(По В. Гар­ши­ну)

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 3−4 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но опи­са­ние. Опи­са­ние — это тип тек­ста, в ко­то­ром на­зы­ва­ют­ся, опи­сы­ва­ют­ся при­зна­ки чего-либо или кого-либо: пред­ме­тов, при­ро­ды, мест, людей, жи­вот­ных. Эти при­зна­ки про­яв­ля­ют­ся в один и тот же пе­ри­од вре­ме­ни.

 

Ответ: опи­са­ние.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2021 год. Ва­ри­ант 17
Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д9 C9 № 4325
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д11 C11 № 4327
i

По­че­му после по­се­ще­ния оран­же­реи бра­зи­лья­нец вер­нул­ся на ро­ди­ну? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


3
Тип Д12 C12 № 4328
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ве­ли­чи­на» («ве­ли­чи­ну») из пред­ло­же­ния 6.


4
Тип Д13 C13 № 4329
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 24−25, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.