Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д9 C9 № 4753
i

Текст 2

(1)На Рож­де­ство пас­тор Эрнст Шли­ман по­да­рил сво­е­му сыну Ген­ри­ху за­ме­ча­тель­ную книгу «Все­мир­ная ис­то­рия для детей». (2)Этот хо­лод­ный зим­ний вечер в ма­лень­кой не­мец­кой де­ре­вуш­ке 30-х годов XIX века стал по­во­рот­ным мгно­ве­ни­ем в жизни бу­ду­ще­го зна­ме­ни­то­го ар­хео­ло­га Ген­ри­ха Шли­ма­на.

(3)По пре­да­нию, на стра­ни­цах «Все­мир­ной ис­то­рии» Ген­ри­ха по­ра­зи­ло изоб­ра­же­ние древ­ней Трои  — го­ро­да, опи­сан­но­го Го­ме­ром в VIII веке до нашей эры. (4)И он решил найти ис­чез­нув­ший город, ко­то­рый уже счи­тал­ся вы­дум­кой Го­ме­ра. (5)Кто знает, так ли было на самом деле. (6)Но не­со­мнен­но одно: Ген­ри­хом овла­де­ло страст­ное же­ла­ние учить­ся. (7)Он стал при­леж­ным уче­ни­ком в гим­на­зии и учи­ли­ще, где провёл два года. (8)Но пол­ное ра­зо­ре­ние отца вы­ну­ди­ло его в 14 лет оста­вить учёбу и ис­кать за­ра­бот­ка. (9)Кем ему толь­ко не при­ш­лось быть: уче­ни­ком в лавке, юнгой на ко­раб­ле, рас­сыль­ным в кон­то­ре. (10)Ни­ще­та, голод, бо­лез­ни, даже ко­раб­ле­кру­ше­ние не смог­ли за­ста­вить Шли­ма­на за­быть его дет­скую мечту стать учёным. (11)И Шли­ман начал учить­ся са­мо­сто­я­тель­но. (12)Он отдал все свои силы изу­че­нию язы­ков. (13)Без учи­те­лей, без учеб­ни­ков, без зна­ния грам­ма­ти­ки он осва­и­вал не­сколь­ко язы­ков. (14)Го­во­рят, что он изобрёл осо­бый «метод Шли­ма­на», ко­то­рый поз­во­лял за шесть не­дель овла­деть новым язы­ком. (15)Но для при­ме­не­ния этого «ме­то­да», ве­ро­ят­но, надо быть Шли­ма­ном  — с его же­лез­ной волей, бле­стя­щи­ми спо­соб­но­стя­ми и па­мя­тью.

(16)Ген­рих Шли­ман в зре­лые годы стал мил­ли­о­не­ром. (17)Но он оста­вил ком­мер­цию и отдал свои силы и день­ги уче­нию и науке. (18)Троя, опи­сан­ная ве­ли­ким Го­ме­ром, не­удер­жи­мо влек­ла его. (19)На соб­ствен­ные день­ги Шли­ман начал ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки в Малой Азии и в Гре­ции. (20)Он от­крыл миру новую стра­ни­цу в ис­то­рии науки. (21)Он не про­сто увлёкся Го­ме­ром  — он верил па­мя­ти на­ро­да, со­хра­няв­ше­го пре­да­ния о Тро­ян­ской войне.

(22)На­ход­ки ар­хео­ло­ги­че­ских экс­пе­ди­ций Шли­ма­на по­ра­жа­ли во­об­ра­же­ние: стены древ­не­го го­ро­да, ору­жие, дра­го­цен­ные укра­ше­ния. (23)Ис­то­ри­че­ская наука по­лу­чи­ла ма­те­ри­ал для мно­гих лет ис­сле­до­ва­ний и раз­ду­мий.

 

(По Н. Ку­рен­ко­вой)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Толь­ко че­ло­век, ис­крен­не ве­ря­щий в свою мечту, может во­пло­тить её в жизнь.

ИЛИ Силь­ный духом че­ло­век может до­стичь своей цели.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2022 год. Ва­ри­ант 7
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д10 C10 № 4754
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 14–15 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д11 C11 № 4755
i

Что при­ш­лось пре­одо­леть Ген­ри­ху Шли­ма­ну, чтобы во­пло­тить свою мечту в жизнь? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


3
Тип Д12 C12 № 4756
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «влечь» («влек­ла») из пред­ло­же­ния 18.


4
Тип Д13 C13 № 4757
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­нии 3, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.