Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 643
i

Текст 2

(1)На­сто­я­щей на­у­кой ма­те­ма­ти­ка стала толь­ко у древ­них гре­ков. (2)Это был ма­лень­кий, но уди­ви­тель­но та­лант­ли­вый народ, у ко­то­ро­го даже сей­час, ты­ся­чи лет спу­стя, есть чему по­учить­ся. (3)А зна­е­те, по­че­му древ­ние греки обо­гна­ли в ма­те­ма­ти­ке все дру­гие на­ро­ды? (4)По­то­му что они очень хо­ро­шо умели спо­рить. (5)Чем же споры могут по­мочь науке?

(6)Всем из­вест­но, что в древ­ние вре­ме­на Гре­ция со­сто­я­ла из не­сколь­ких кро­шеч­ных го­су­дарств, чуть ли не каж­дый город с окрест­ны­ми де­рев­ня­ми яв­лял­ся от­дель­ным го­су­дар­ством. (7)И каж­дый раз, когда нужно было ре­шать какой-ни­будь важ­ный го­су­дар­ствен­ный во­прос, го­ро­жа­не со­би­ра­лись на цен­траль­ной пло­ща­ди, чтобы при­нять общее ре­ше­ние. (8)По­нят­но, что они умели спо­рить, ибо на таких со­бра­ни­ях им при­хо­ди­лось и рас­суж­дать, и вы­ска­зы­вать своё мне­ние, и опро­вер­гать до­во­ды про­тив­ни­ка. (9)Греки счи­та­ли, что спор по­мо­га­ет найти един­ствен­но вер­ное ре­ше­ние. (10)Они даже муд­рое из­ре­че­ние при­ду­ма­ли: «В споре рож­да­ет­ся ис­ти­на».

(11)И в науке греки стали по­сту­пать так же, как на на­род­ном со­бра­нии. (12)Они не про­сто пред­ла­га­ли дру­гим го­то­вые пра­ви­ла и фор­му­лы, а по­ка­зы­ва­ли при­чин­но-след­ствен­ные связи, поз­во­ляв­шие прий­ти к опре­делённому вы­во­ду. (13)Каж­дое пра­ви­ло гре­че­ские ма­те­ма­ти­ки ста­ра­лись до­ступ­но объ­яс­нить всем же­ла­ю­щим, убе­ди­тель­но до­ка­зать, что оно дей­стви­тель­но вер­ное. (14)Для этого они тоже часто спо­ри­ли друг с дру­гом, ста­ра­ясь об­на­ру­жить в своих и чужих рас­суж­де­ни­ях воз­мож­ные ошиб­ки. (15)До­ка­жут одно пра­ви­ло  — рас­суж­де­ния ведут к дру­го­му, более слож­но­му, потом  — к тре­тье­му, к четвёртому. (16)Так из до­ка­зан­ных пра­вил по­сте­пен­но скла­ды­ва­лись на­уч­ные за­ко­ны, а из за­ко­нов  — наука ма­те­ма­ти­ка.

(17)Имен­но бла­го­да­ря уме­нию спо­рить древ­ние греки от­кры­ли так много важ­ных свойств чисел и пра­вил вы­чис­ле­ния. (18)И все от­кры­тые ими на­уч­ные за­ко­ны про­хо­ди­ли обя­за­тель­ную пуб­лич­ную про­вер­ку. (19)Не­слу­чай­но до сих пор всему миру из­вест­ны имена вы­да­ю­щих­ся древ­не­гре­че­ских ма­те­ма­ти­ков-«спор­щи­ков»: Ар­хи­ме­да, Ев­кли­да, Фа­ле­са.

 

(По И. Де­п­ма­ну)

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 17–19 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ответ: рас­суж­де­ние.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2019 год. Ва­ри­ант 15
Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д9 C9 № 642
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д11 C11 № 644
i

Какую роль в жизни древ­них гре­ков играл спор? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


3
Тип Д12 C12 № 645
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «та­лант­ли­вый» из пред­ло­же­ния 2. Та­лант­ли­вый  — ...


4
Тип Д13 C13 № 646
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 9–10, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.


5
Тип Д14 C14 № 647
i

Объ­яс­ни­те зна­че­ние по­сло­ви­цы «Цып­лят по осени счи­та­ют», за­пи­ши­те Ваше объ­яс­не­ние.