Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

 

(1)Не­сколь­ко лет назад мне при­ш­лось плыть зимой на теп­ло­хо­де из Ба­ту­ми на север. (2)После Ту­ап­се теп­ло­ход ушёл в от­кры­тое море, чтобы обой­ти ле­дя­ной шторм, бу­ше­вав­ший у бе­ре­гов Но­во­рос­сий­ска.

(3)Всё же шторм за­хва­тил нас кры­лом. (4)Вол­чьим воем пели сна­сти. (5)Лицо ре­за­ла ко­лю­чая снеж­ная крупа. (6)Ветер стре­ми­тель­но про­но­сил над мач­та­ми чёрные тучи, ка­зав­ши­е­ся об­рыв­ка­ми тьмы.

(7)На рас­све­те я проснул­ся от ти­ши­ны. (8)Впе­ре­ди, в го­лу­бо­ва­той све­тя­щей­ся мгле, мед­лен­но вы­рас­та­ли из моря очер­та­ния жёлтых гор, освещённых низ­ки­ми, но яр­ки­ми лу­ча­ми. (9)Это был Крым. (10)Он по­ка­зал­ся мне огром­ным ост­ро­вом, то­ну­щим в утрен­ней си­не­ве.

(11)Впер­вые я уви­дел из мор­ской дали весь Крым, тор­же­ствен­ный раз­во­рот его бе­ре­гов от мыса Фи­о­лен­та до Ка­ра­да­га. (12)Впер­вые я понял, как пре­крас­на эта земля, омы­тая одним из самых празд­нич­ных морей зем­но­го шара. (13)И может быть, то чув­ство, ко­то­рое ис­пы­та­ли в это утро и я, и мои спут­ни­ки, глядя на вы­сту­пав­шие из шу­мя­щих волн бе­ре­га́, было срод­ни ощу­ще­нию людей, впер­вые от­крыв­ших новые стра­ны. (14)Так, оче­вид­но, пред­став­ля­ли себе обе­то­ван­ную землю наши пра­щу­ры.

(15)Мы под­хо­ди­ли к бе­ре­гам, рас­цве­чен­ным су­хи­ми и рез­ки­ми крас­ка­ми крым­ской зимы. (16)Уже пы­ла­ли ржав­чи­ной ви­но­град­ни­ки, уже видны были по­кры­тые сне­гом вер­ши­ны Чатыр-Дага и Ай-Петри, и над ними, как дым, стру­и­лись к зе­ни­ту и таяли об­ла­ка. (17)А море несло к под­но­жью ка­мен­ных мысов ро­зо­ва­тую утрен­нюю пену и шу­ме­ло сонно за­уныв­но  — так же, как и сотни и ты­ся­чи лет.

(18)Есть угол­ки нашей земли на­столь­ко пре­крас­ные, что каж­дое по­се­ще­ние их вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние сча­стья, жиз­нен­ной пол­но­ты, на­стра­и­ва­ет всё наше су­ще­ство на не­обык­но­вен­ное про­стое и пло­до­твор­ное ли­ри­че­ское зву­ча­ние.

(19)Таков Крым. (20)По­это­му он стал, как го­во­ри­ли в ста­ри­ну, «ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния» для мно­гих пи­са­те­лей и по­этов, ху­дож­ни­ков и му­зы­кан­тов.

(21)Крым оста­вил глу­бо­кий след в нашем ис­кус­стве. (22)До­ста­точ­но вспом­нить имена Пуш­ки­на, Миц­ке­ви­ча, Че­хо­ва, Горь­ко­го, Тол­сто­го, Сер­ге­е­ва-Цен­ско­го, Ве­ре­са­е­ва, Куп­ри­на, Грина, Во­ло­ши­на, Ма­лыш­ки­на, ху­дож­ни­ков Бо­га­ев­ско­го, Кон­ча­лов­ско­го, Дей­не­ки.

 

(По К. Па­у­стов­ско­му)

Какие чув­ства ис­пы­тал автор, впер­вые уви­дев весь Крым? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Автор, впер­вые уви­дев Крым, ис­пы­тал чув­ство сча­стья, ощу­ще­ние не­обык­но­вен­но­го вос­тор­га.

2.  Пре­крас­ная земля, обе­то­ван­ную землю, ощу­ще­ние жиз­нен­ной пол­но­ты, ро­зо­ва­тая утрен­няя пена.

Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 C10 № 4186
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 16−17 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д12 C12 № 4188
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «пра­щур» («пра­щу­ры») из пред­ло­же­ния 14.


4
Тип Д13 C13 № 4189
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 12−13 вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.