Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д14 C14 № 605
i

Текст 2

(1)При­мер­но на пол­пу­ти между Егип­том и Ва­ви­ло­ном, на во­сточ­ном бе­ре­гу Сре­ди­зем­но­го моря, ле­жа­ла не­боль­шая стра­на, ко­то­рая на­зы­ва­лась Фи­ни­ки́ей. (2)У фи­ни­кия́н не было ни пло­до­род­ной земли, ни бо­га­тых паст­бищ, од­на­ко не­да­ром до­воль­но дол­гое время фи­ни­ки­я­не счи­та­лись луч­ши­ми мо­ре­пла­ва­те­ля­ми, аст­ро­но­ма­ми и изоб­ре­та­те­ля­ми.

(3)Жи­те­лей Фи­ни­кии из­дав­на кор­ми­ли море и мор­ская тор­гов­ля. (4)На своих скор­луп­ках-ко­раб­лях фи­ни­кий­ские купцы не толь­ко смело пла­ва­ли по всему Сре­ди­зем­но­му морю, но и вы­хо­ди­ли через про­лив в Ат­лан­ти­че­ский океан. (5)Море для

фи­ни­ки­ян было не толь­ко кор­миль­цем, но и учи­те­лем. (6)Рань­ше всех дру­гих на­ро­дов фи­ни­ки­я­не по­ня­ли, что Земля круг­лая. (7)Ведь каж­дый раз, когда ко­рабль при­бли­жал­ся к бе­ре­гу, сна­ча­ла были видны вер­хуш­ки мачт, потом  — па­ру­са, и толь­ко в по­след­нюю оче­редь из-за «горба» моря по­ка­зы­ва­лось всё судно. (8)Фи­ни­ки­я­не пла­ва­ли не толь­ко вдоль бе­ре­гов, но и в от­кры­том море.

(9)Фи­ни­ки­я­не сде­ла­ли ещё одно очень важ­ное от­кры­тие: они пер­вые стали пи­сать бук­ва­ми. (10)До этого все дру­гие на­ро­ды пи­са­ли спе­ци­аль­ны­ми знач­ка­ми-иеро­гли­фа­ми. (11)Каж­дый такой зна­чок  — по­лу­бук­ва-по­лу­кар­тин­ка  — обо­зна­чал целое слово, по­это­му иеро­гли­фов было очень много  — сотни и даже ты­ся­чи: на каж­дое слово  — свой знак. (12)На­учить­ся пи­сать иеро­гли­фа­ми, ко­неч­но, было очень труд­но. (13)По­про­буй­те-ка за­пом­нить ал­фа­вит из не­сколь­ких тысяч «букв»! (14)Вы, ве­ро­ят­но, слы­ша­ли вы­ска­зы­ва­ния о труд­но­сти ки­тай­ской гра­мо­ты. (15)А фи­ни­ки­я­не до­га­да­лись, что можно за­фик­си­ро­вать знач­ка­ми не слова, а звуки, из ко­то­рых со­сто­ят эти слова. (16)Тогда малым чис­лом знач­ков можно за­пи­сать любое слово. (17)Такие знач­ки мы и на­зы­ва­ем бук­ва­ми. (18)По при­ме­ру фи­ни­ки­ян, бук­ва­ми стали пи­сать и дру­гие на­ро­ды, на­при­мер греки и наши пред­ки  — сла­вя­не.

(19)Чи́сла фи­ни­ки­я­не тоже стали за­пи­сы­вать бук­ва­ми  — это было го­раз­до удоб­нее и, глав­ное, быст­рее. (20)Спо­соб за­пи­си чисел бук­ва­ми перешёл позд­нее к гре­кам и к дру­гим на­ро­дам. (21)Так что, как ви­ди­те, мно­гое до­ста­лось че­ло­ве­че­ству по на­след­ству от древ­ней Фи­ни­кии.

 

(По И. Де­п­ма­ну)

Объ­яс­ни­те зна­че­ние по­сло­ви­цы «Не имей сто руб­лей, а имей сто дру­зей», за­пи­ши­те Ваше объ­яс­не­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Дан­ная по­сло­ви­ца озна­ча­ет: друж­ба до­ро­же бо­гат­ства; вер­ные дру­зья важ­нее ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2019 год. Ва­ри­ант 12
Кодификатор Решу ВПР:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 C10 № 601
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 12–14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3

Какую роль иг­ра­ло море в жизни древ­ней Фи­ни­кии? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


4
Тип Д12 C12 № 603
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «аст­ро­ном» («аст­ро­но­ма­ми») из пред­ло­же­ния 2. Аст­ро­ном  — ...


5
Тип Д13 C13 № 604
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 14–15, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.