Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 617
i

Текст 2

(1)В древ­ние вре­ме­на гре­че­ские учёные не­слу­чай­но так много за­ни­ма­лись ма­те­ма­ти­кой. (2)Один из них даже когда-то ска­зал уди­ви­тель­ные по своей спра­вед­ли­во­сти слова: «Ма­те­ма­ти­ка есть ключ ко всем на­у­кам». (3)Для мно­гих это ак­си­о­ма.

(4)На­вер­ное, по­это­му Пла­тон  — один из зна­ме­ни­тей­ших учёных Древ­ней Гре­ции  — велел над две­рью соб­ствен­но­го дома, в ко­то­ром он за­ни­мал­ся со сво­и­ми уче­ни­ка­ми, сде­лать такую над­пись: «Не обу­чав­ший­ся гео­мет­рии пусть не вхо­дит в эту дверь». (5)В этой не­мно­го ка­те­го­рич­ной над­пи­си Пла­то­на не­слу­чай­но го­во­рит­ся о гео­мет­рии, а не о ма­те­ма­ти­ке во­об­ще. (6)Ведь гео­мет­рию древ­ние греки все­гда осо­бен­но по­чи­та­ли. (7)Мно­гие из них по­свя­ти­ли свою жизнь имен­но этой науке.

(8)При­мер­но две ты­ся­чи лет назад жил зна­ме­ни­тый гре­че­ский гео­метр Ев­клид, имя ко­то­ро­го сей­час знает весь мир. (9)Ев­клид на­пи­сал уди­ви­тель­ную книгу под на­зва­ни­ем «Нача́ла». (10)Этот труд мы с вами на­зва­ли бы учеб­ни­ком гео­мет­рии. (11)В него и вошла вся гео­мет­рия того вре­ме­ни. (12)Ев­клид до­ка­зы­вал каж­дое свой­ство гео­мет­ри­че­ских фигур и делал это так за­ме­ча­тель­но, что даже в нашем со­вре­мен­ном школь­ном учеб­ни­ке гео­мет­рии ис­поль­зу­ют­ся до­ка­за­тель­ства древ­не­гре­че­ско­го ма­те­ма­ти­ка. (13)Пред­став­ля­е­те себе, каким ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ком был этот учёный! (14)Ведь его книга при­но­сит людям боль­шую поль­зу даже сей­час, более двух тысяч лет спу­стя. (15)Для по­стро­е­ния фигур Ев­клид поль­зо­вал­ся толь­ко двумя пред­ме­та­ми: ли­ней­кой и цир­ку­лем,  — дру­гих ин­стру­мен­тов он не до­пус­кал. (16)Но самым важ­ным «ин­стру­мен­том» Ев­кли­да были рас­суж­де­ния, пра­виль­ные и точ­ные рас­суж­де­ния, ко­то­рые он ис­поль­зо­вал для до­ка­за­тель­ства всего того, что опи­сы­вал. (17)«Рас­суж­де­ние» и «до­ка­за­тель­ство»  — это сво­е­го рода чу­дес­ные са­по­ги-ско­ро­хо­ды, ко­то­рых рань­ше у дру­гих на­ро­дов не было; «рас­суж­де­ние» и «до­ка­за­тель­ство» воз­нес­ли гре­че­скую ма­те­ма­ти­ку на боль­шую вы­со­ту. (18)Бла­го­да­ря рас­суж­де­нию и до­ка­за­тель­ству, едва ро­див­шись, гре­че­ская ма­те­ма­ти­ка сразу се­ми­миль­ны­ми ша­га­ми пошла вперёд.

(19)Те­перь у всех ма­те­ма­ти­ков есть много раз­ных ин­стру­мен­тов и при­бо­ров, ко­то­рые по­мо­га­ют им ра­бо­тать. (20)Од­на­ко и сей­час самое важ­ное в ма­те­ма­ти­ке, и осо­бен­но в гео­мет­рии,  — это рас­суж­де­ние и до­ка­за­тель­ство.

 

(По И. Де­п­ма­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «по­чи­тать» («по­чи­та­ли») из пред­ло­же­ния 6. По­чи­тать  — ...

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

По­чи­тать  — от­но­сить­ся с по­чте­ни­ем, ува­же­ни­ем; ува­жать.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Мак­си­маль­ный балл1
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 C10 № 615
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 12–14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3

Какое впе­чат­ле­ние про­из­во­дит книга Ев­кли­да «Нача́ла» на ав­то­ра тек­ста? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


4
Тип Д13 C13 № 618
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 16–17, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.