Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 573
i

Текст 2

(1)Ов­стуг… (2)В юно­сти я знал толь­ко то, что это имя при­над­ле­жит име­нию, в ко­то­ром ро­дил­ся Фёдор Ива­но­вич Тют­чев. (3)Знал, что бу­ду­щий поэт в дет­стве про­во­дил там все лет­ние ме­ся­цы, а потом бывал в Ов­сту­ге лишь на­ез­да­ми, по­сто­ян­но живя за гра­ни­цей или в Пе­тер­бур­ге.

(4)Став фрон­то­вым кор­ре­спон­ден­том во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, я волею судь­бы ока­зал­ся под Брян­ском. (5)Мой на­пар­ник Саша, жур­на­лист мест­ной га­зе­ты, влюблённый в свой край, готов был ча­са­ми го­во­рить со мной о Брян­ске и его окрест­но­стях. (6)Вот и те­перь, от­вле­ка­ясь от про­блем, за­го­во­ри­ли мы об Ов­сту­ге.

— (7)Там со­хра­ни­лось что-ни­будь?

— (8)Дома гос­под­ско­го давно нет. (9)А парк оста­вал­ся. (10)Ве­ко­вой. (11)Дуб, липа, то­поль. (12)Если толь­ко немцы не вы­ру­би­ли. (13)Вот возь­мут наши вой­ска Брянск  — съез­дим, по­гля­дим.

— (14)Тют­чев-то сам в Ов­сту­ге мало бывал.

— (15)Да, но вся­кий раз, даже при­ез­жая на день-дру­гой, писал под род­ным кро­вом стихи. (16)На­тос­ку­ет­ся в чужих краях, доберётся до ста­рой усадь­бы, и тут его обя­за­тель­но осе­нит.

(17)При­ро­да, окру­жав­шая нас в эти дни на Десне, даже из­ра­нен­ная и опалённая, была не­обык­но­вен­но по­э­тич­на. (18)Пе­ре­сви­сты­ва­лись птицы. (19)Река поблёски­ва­ла, озарённая осен­ним солн­цем. (20)И в со­зна­нии моём на­чи­на­ли зву­чать тют­чев­ские стро­ки, на­пи­сан­ные не­по­далёку, в Ов­сту­ге: «Есть в осени пер­во­на­чаль­ной ко­рот­кая, но див­ная пора…»

(21)Много позд­нее, пе­ре­чи­ты­вая стихи и пись­ма Тют­че­ва, я часто вспо­ми­нал свой раз­го­вор с Сашей. (22)Ведь, прав­да, если сло­жить во­еди­но все ме­ся­цы, не­де­ли, дни, про­ведённые по­этом под кров­лей от­че­го дома, со­ста­вит­ся лишь малая часть его дол­гой жизни. (23)Как из­вест­но, более двух де­ся­ти­ле­тий по долгу ди­пло­ма­ти­че­ской служ­бы провёл он в раз­лу­ке с Рос­си­ей.

(24)Но тихая усадь­ба, где Тют­чев впер­вые уви­дел де­ре­вья, небо, птиц, где при­став­лен­ный к четырёхлет­не­му маль­чи­ку «дядь­ка» Ни­ко­лай Хло­пов от­кры­вал сво­е­му пи­том­цу оба­я­ние рус­ской при­ро­ды и щед­рость род­ной речи,  — весь этот укром­ный угол в даль­нем уезде на­все­гда остал­ся для поэта во­пло­ще­ни­ем Рос­сии. (25)Мно­го­цвет­ный поток дет­ских впе­чат­ле­ний не ис­ся­кал на чуж­би­не, а, на­о­бо­рот, раз­рас­тал­ся.

 

(По Я. Хе­лем­ско­му)

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 24–25 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ответ: рас­суж­де­ние.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2019 год. Ва­ри­ант 10
Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д9 C9 № 572
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д11 C11 № 574
i

Какое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла на по­вест­во­ва­те­ля при­ро­да Брян­ской об­ла­сти? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


3
Тип Д12 C12 № 575
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «кор­ре­спон­дент» из пред­ло­же­ния 4. Кор­ре­спон­дент  — ...


4
Тип Д13 C13 № 576
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 14–15, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.


5
Тип Д14 C14 № 577
i

Объ­яс­ни­те зна­че­ние по­сло­ви­цы «Вся­ко­му мила своя сто­ро­на», за­пи­ши­те Ваше объ­яс­не­ние.