СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Русский язык для 7 класса
русский язык–7
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 11 № 630

Как умение человека считать нашло отражение в русском языке? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.


Текст 2

(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.

(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.

(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

 

(По И. Депману)

1
Задание 9 № 628

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 10 № 629

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–5 текста. Запишите ответ.


3
Задание 12 № 631

Определите и запишите лексическое значение слова «незапамятные» из предложения 6. Незапамятные — ...


4
Задание 13 № 632

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16–17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.


5
Задание 14 № 633

Объясните значение пословицы «Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит», запишите Ваше объяснение.

Пояснение.

1. Умение человека считать отразилось в метких и образных специальных (устойчивых) выражениях (словосочетаниях, фразеологизмах), которыми так богат русский язык.

2. Ключевые слова (словосочетания), подтверждающие ответ: когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном; дело ясно, как дважды два — четыре; знаю как свои пять пальцев; пошло это выражение; значило то же, что уметь считать.