Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д14 C14 № 633
i

Текст 2

(1)Когда речь идёт о чём-ни­будь очень про­стом, по­нят­ном, мы часто го­во­рим: «Дело ясно, как два­жды два  — че­ты­ре!» (2)А ведь пре­жде чем до­ду­мать­ся до того, что два­жды два  — че­ты­ре, людям при­ш­лось учить­ся много-много тысяч лет. (3)Ко­неч­но, это уче­ние шло не за пар­той. (4)Че­ло­век по­сте­пен­но учил­ся стро­ить жи­ли­ща, на­хо­дить до­ро­гу в даль­них по­хо­дах, об­ра­ба­ты­вать землю. (5)И од­но­вре­мен­но он учил­ся счи­тать, по­то­му что даже в самые далёкие вре­ме­на, когда люди жили в пе­ще­рах и оде­ва­лись в зве­ри­ные шкуры, они не могли обой­тись без счёта и меры.

(6)Учить­ся счи­тать люди на­ча­ли в не­за­па­мят­ные вре­ме­на, а учи­те­лем у них была сама жизнь. (7)Древ­ние люди до­бы­ва­ли себе пищу глав­ным об­ра­зом охо­той. (8)На круп­но­го зверя  — би­зо­на или лося  — при­хо­ди­лось охо­тить­ся всем пле­ме­нем: в оди­ноч­ку ведь с ним и не спра­вишь­ся. (9)Ко­ман­до­вал зве­ри­ной об­ла­вой обыч­но самый ста­рый и опыт­ный охот­ник. (10)Чтобы до­бы­ча не ушла, её надо было окру­жить, ну вот хотя бы так: пять че­ло­век спра­ва, семь  — сзади, че­ты­ре  — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь пер­во­быт­но­го пле­ме­ни справ­лял­ся с этой пер­вой за­да­чей. (13)Даже в те вре­ме­на, когда че­ло­век не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог по­ка­зать числа на паль­цах рук.

(14)Уди­ви­тель­но, но и сей­час на Земле есть пле­ме­на, ко­то­рые при счёте не могут обой­тись без по­мо­щи паль­цев. (15)Вме­сто числа пять они го­во­рят «рука», де­сять  — «две руки», а два­дцать  — «весь че­ло­век»,  — тут уж счи­та­ют и паль­цы ног. (16)Так люди при­спо­со­би­лись счи­тать, поль­зу­ясь тем, что дала им сама при­ро­да,  — соб­ствен­ной пя­тернёй.

(17)Часто го­во­рят: «Знаю как свои пять паль­цев». (18)Не с того ли далёкого вре­ме­ни пошло это вы­ра­же­ние, когда знать, что паль­цев пять, зна­чи­ло то же, что уметь счи­тать?

 

(По И. Де­п­ма­ну)

Объ­яс­ни­те зна­че­ние по­сло­ви­цы «Чему Ва­неч­ка не на­учил­ся, того Иван не вы­учит», за­пи­ши­те Ваше объ­яс­не­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Дан­ная по­сло­ви­ца озна­ча­ет: если в дет­стве че­ло­век не при­об­ретёт по­лез­ные на­вы­ки, не усво­ит об­ще­при­ня­тые нормы по­ве­де­ния, то, бу­дучи взрос­лым, не сле­ду­ет этим нор­мам, мно­го­го не умеет де­лать.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 7 класс 2019 год. Ва­ри­ант 14
Кодификатор Решу ВПР:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

3

Как уме­ние че­ло­ве­ка счи­тать нашло от­ра­же­ние в рус­ском языке? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


4
Тип Д12 C12 № 631
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «не­за­па­мят­ные» из пред­ло­же­ния 6. Не­за­па­мят­ные  — ...


5

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­ни­ях 16–17, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.