Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Из­ви­ли­стая тро­пин­ка обо­гну­ла гу­стой куст ореш­ни­ка, и лес сразу раз­дал­ся во все сто­ро­ны. (2)По­сре­ди круг­лой по­ля­ны в белых свер­ка­ю­щих одеж­дах, огром­ный и ве­ли­че­ствен­ный, стоял дуб. (3)Ка­за­лось, де­ре­вья по­чти­тель­но рас­сту­пи­лись перед ним, чтобы дать стар­ше­му со­бра­ту раз­вер­нуть­ся во всей силе. (4)Его ниж­ние ветви огром­ным ша­тром рас­ки­ну­лись над лес­ной по­ля­ной. (5)Снег на­бил­ся в глу­бо­кие мор­щи­ны коры, и тол­стый, в три об­хва­та, ствол ка­зал­ся про­ши­тым се­реб­ря­ны­ми ни­тя­ми. (6)Про­шло­год­няя листва, усох­нув по осени, почти не об­ле­те­ла. (7)И мо­гу­чий дуб до самой вер­ши­ны был по­крыт ли­стья­ми в снеж­ных че­холь­чи­ках.

(8)Анна Ва­си­льев­на робко шаг­ну­ла к дубу, и страж зим­не­го леса кач­нул ей нав­стре­чу своей вет­вью.

(9)«Анна Ва­си­льев­на, по­гля­ди­те»,  — ска­зал Са­вуш­кин и с уси­ли­ем от­ва­лил глыбу снега с при­лип­шей снизу землёй и с остат­ка­ми гни­лых трав. (10)Там, в ямке, лежал шарик, обёрну­тый со­прев­ши­ми ли­стья­ми. (11)Сквозь сухие ли­стья тор­ча­ли ост­рые на­ко­неч­ни­ки ма­лень­ких игл, и Анна Ва­си­льев­на до­га­да­лась, что это ёж.

(12)Взвол­но­ван­ный маль­чик про­дол­жал во­дить учи­тель­ни­цу по сво­е­му мирку. (13)Под­но­жие дуба при­юти­ло ещё мно­гих по­сто­яль­цев: жуков, яще­риц, ко­зя­вок. (14)Ото­щав­шие, они в не­про­буд­ном сне пе­ре­мог­а­ли су­ро­вую снеж­ную зиму. (15)Силь­ное, пе­ре­пол­нен­ное жиз­нью де­ре­во ско­пи­ло во­круг себя столь­ко жи­во­го тепла, что бед­ное зверьё и не могло бы найти себе луч­шей квар­ти­ры для зи­мов­ки.

(16)Отой­дя да­ле­ко, Анна Ва­си­льев­на в по­след­ний раз огля­ну­лась на зим­ний дуб, бело-ро­зо­вый в за­кат­ных лучах, и уви­де­ла у его под­но­жия не­боль­шую тёмную фи­гур­ку. (17)Са­вуш­кин не ушёл, он из­да­ли охра­нял свою учи­тель­ни­цу. (18)И Анна Ва­си­льев­на вдруг по­ня­ла, что самым уди­ви­тель­ным в этом лесу был не этот ве­ли­ко­душ­ный зим­ний дуб, а ма­лень­кий че­ло­век в раз­но­шен­ных ва­лен­ках, чинёной одеж­де, чу­дес­ный граж­да­нин бу­ду­ще­го, уме­ю­щий в окру­жа­ю­щем мире раз­гля­деть не­обык­но­вен­ное в обык­но­вен­ном. (19)Че­ло­век, пу­стив­ший её в этот свой мир.

 

(По Ю. На­ги­би­ну)

Объ­яс­ни­те зна­че­ние по­сло­ви­цы «Ска­жешь  — не во­ро­тишь, на­пи­шешь  — не сотрёшь», за­пи­ши­те Ваше объ­яс­не­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Дан­ная по­сло­ви­ца озна­ча­ет: че­ло­век дол­жен вни­ма­тель­но от­но­сить­ся к тому, что он го­во­рит и пишет; слово об­ла­да­ет огром­ной силой, не­об­хо­ди­мо от­ве­чать за свои слова, ска­зан­ные и на­пи­сан­ные.

Источники:
Кодификатор Решу ВПР:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 C10 № 699
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 4–7 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3

Какое впе­чат­ле­ние про­извёл зим­ний дуб на учи­тель­ни­цу? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.


4
Тип Д12 C12 № 701
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «при­ютить» («при­юти­ло») из пред­ло­же­ния 13. При­ютить  — ...


5
Тип Д13 C13 № 702
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­нии 8, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.