Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Од­на­ж­ды мы пошли на Лысую гору за цве­та­ми и са­жен­ца­ми для школь­но­го двора. (2)Под­ня­лись до се­ре­ди­ны горы, при­се­ли на ка­ме­нья от­дох­нуть и по­гля­деть свер­ху на Ени­сей, как вдруг кто-то из ребят за­кри­чал:

— Ой, змея, змея!..

(3)И все уви­де­ли змею. (4)Она об­ви­ва­лась во­круг пучка кре­мо­вых под­снеж­ни­ков и, ра­зе­вая зу­ба­стую пасть, злоб­но ши­пе­ла.

(5)Ещё и по­ду­мать никто ни­че­го не успел, как учи­тель от­толк­нул нас, схва­тил палку и при­нял­ся мо­ло­тить по змее, по под­снеж­ни­кам. (6)Вверх по­ле­те­ли об­лом­ки палки, ле­пест­ки про­стре­лов. (7)Змея ки­пе­ла клю­чом, под­бра­сы­ва­лась на хво­сте.

— (8)Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо!  — кри­ча­ли ре­бя­та, но учи­тель ни­че­го не слы­шал. (10)Он бил и бил змею, пока та не пе­ре­ста­ла ше­ве­лить­ся. (11)Потом он при­ткнул кон­цом палки го­ло­ву змеи в кам­нях и обер­нул­ся. (12)Руки его дро­жа­ли. (13)Нозд­ри и глаза его рас­ши­ри­лись, весь он был белый, и во­ло­сы кры­лья­ми ви­се­ли на от­то­пы­рен­ных ушах.

(14)Мы отыс­ка­ли в кам­нях, отрях­ну­ли и по­да­ли ему кепку.

— (15)Пойдёмте, ре­бя­та, от­сю­да.

(16)Мы по­сы­па­лись с горы, учи­тель шёл за нами сле­дом, и всё огля­ды­вал­ся, го­то­вый за­щи­щать нас снова, если змея оживёт. (17)Под горою учи­тель забрёл в речку, попил из ла­до­ней воды, по­брыз­гал на лицо, утёрся плат­ком и спро­сил:

— По­че­му кри­ча­ли, чтоб не бить га­дю­ку через плечо?

— (18)За­ки­нуть же на себя змею можно. (19)Она, за­ра­за, обовьётся во­круг палки!..  — объ­яс­ня­ли ре­бя­та учи­те­лю.  — (20)Да вы рань­ше-то хоть ви­де­ли змей?  — до­га­дал­ся кто-то спро­сить учи­те­ля.

— (21)Нет,  — ви­но­ва­то улыб­нул­ся учи­тель.  — (22)Там, где я рос, ни­ка­ких гадов не во­дит­ся. (23)Я же с Ку­ба­ни. (24)Там нет таких гор, и тайги нет.

(25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учи­те­ля-то обо­ро­нять, а мы?!

 

(По В. П. Аста­фье­ву)

По­че­му ре­бя­та по­ни­ма­ют, что им нужно было обо­ро­нять учи­те­ля? За­пи­ши­те ответ. Вы­пи­ши­те из тек­ста не менее трёх клю­че­вых слов (сло­во­со­че­та­ний), ко­то­рые под­твер­жда­ют Ваш ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Учи­тель при­знал­ся, что ни­ко­гда не видел змей и не знал, что нель­зя бить га­дю­ку через плечо.

2.  Рань­ше ви­де­ли змей, ни­ка­ких гадов не во­дит­ся, я с Ку­ба­ни.

Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 C10 № 4228
i

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 12−13 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д12 C12 № 4230
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «обо­ро­нять» из пред­ло­же­ния 26.


4
Тип Д13 C13 № 4231
i

Най­ди­те сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное слово в пред­ло­же­нии 16, вы­пи­ши­те это слово. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.